Пещерные города Крыма
Пещерные города Крыма – явление во многих отношениях уникальное.
Сооружения подобного типа встречаются и в других местах мира, например, в
Каппадокии (территория теперешней Турции), но в таком количестве и в таком
многообразии, пожалуй только в Крыму.
Их в Крыму четырнадцать: Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Качи-Кальон, Каламита,
Бакла, Шулдан, Эски-Кермен, Кыз-Куле, Челтер-Мармара, Кыз-Кермен, Тепе-Кермен,
Успенский монастыть, Каламита, Сюйреньская крепость.
Самые посещаемые – Чуфут-Кале и Успенский монастырь, что в значительной
степени связано с доступностью (расположены в одном из красивейших ущелий на
окраине Бахчисарая). Самый грандиозный – Мангуп-Кале. Самый красивый – Качи-
Кальон.
Чуфут-Кале
Крепости, некоторые из которых известны нам как «пещерные города», стали
возникать в горном Юго-западном Крыму, как защита от набегов степных кочевников во
времена правления византийского императора Юстиниана I в VI веке.
Довольно обширное чуфут-кальское плато, взметнувшееся на 200 метров, в случае
опасности было естественным убежищем для алан, населявших окружающие его узкие
долины.
После захвата крепости полчищами золотоордынского хана Ногая в 1299 г. за ним
закрепляется название Кырк-Ор. Именно сюда переносит свою столицу первый хан
ставшего независимым от Золотой Орды Крымского ханства Хаджи Герай.
Город впервые именуется Чуфут-Кале ( иудейская крепость ) в ярлыке Батыр-
Гирея от 1612 г., а в отчётах русских посольств первой половины 17 века он
называется «жидовским» городком. Ко второй половине 17 в. топоним Чуфут-Кале уже
утвердился в официальных документах и в обиходе.
Под иудеями здесь следует понимать караимов, потомков зазар, имповедующих
караимизм. Караимы в Крымском ханстве были на особом привилегированном
положении, проживали исключительно в Чуфут-Кале, ставшем духовным центром
караимов.
После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 г. начинается отток
караимского населения в другие города Крыма, основная масса оседает в Евпатории,
которая обретает статус духовного центра караимов.
В настоящее время на Чуфут-Кале можно посмотреть колодец Колка-Кую
(«колодец с ведром»), вырубленный в скале в виде круглой шахты, гробницу дочери
золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, караимскую кенассу, усадьбу
известного караимского историка и археолога Авраама Самуиловича Фирковича, ворота
Орта-Капу, восточную оборонительную стену с воротами Биюк-Капу, южные ворота
Кичик-Капу, караимское старинное кладбище.
Успенский монастырь
Успенский монастырь – один из интереснейших археологических и религиозно-
исторических памятников Крыма.
В наиболее древнем сооружении монастырского комплекса, Успенской церкви,
вырубленной на краю отвесного обрыва, проводятся службы, а с 1993 года здесь
действует мужской монастырь.
Временем основания монастыря принято считать 8-9 века, когда в Таврику бежали
монахи-иконопочитатели от своих преследователей – иконоборцев Византии.
В 15 веке монастырь становится центром православияв Крыму: здесь располагается
резиденция митрополита.
После насильственного переселения христианского населения в Приазовье в 1778 г.
монастырь опустел.
Во времена Крымской войны 1853-1856 гг. здесь располагался госпиталь для
защитников Севастополя.
Качи-Кальон
Качинская долина, одна из красивейших в горном Крыму, после самой узкой
своей части - Качинских ворот, щедро рассыпает перед пытливым путешественником
драгоценные россыпи неувядающих сокровищ: Качинский навес, в котором была
обнаружена стоянка человека эпохи палеолита (40-10 тыс.назад); скала Таш-Аир –
весточка от древнего, на этот раз из глубин 6-5 тысячелетней давности, художника,
оставившего нам рисунки, выполненные красной охрой. Напротив Таш-Аира ,на другой
стороне реки Качи, в балке, названной по имени крымского «Робин Гуда» Алима
Алимовой балкой, были обнаружены таврские могильники – «каменные ящики». И,
наконец, воистину чудо Качинской долины – «Крестовый Корабль», именно так
переводится с тюркского Качи-Кальон.
«…Исполненный волшебной фантастичности, где сложная и сказочная топография
особенно действует на воображение»,- так комментирует свои впечатления поражённый
виденным путешественник.
В массиве Качи-Кальона величественной чередой следуют друг за другом, как
сказочные богатыри, пять невероятных по грандиозности гротов. В четвёртом, самом
большом, гроте мы находим источник святой Анастасии.
Во эпоху иконоборчества (8-9 века) сюда, на окраину Византии, бежали монахи-
иконопочитатели, чтобы в тиши глухих и диких ущелий предаваться уединённой
молитвенной жизни. Остались многие, высеченные в известняке, следы
жизнедеятельности основанной здесь христианской обители: храмовые постройки,
винодавильни-тарапаны,фрагменты оборонительной стены.
Неизгладимое впечатление оставляет крошечная церковь святой Софии, уютно
разместившаяся внутри камня-отторженца.
Мангуп-Кале
Мангуп— средневековая крепость, столица православного княжества Феодоро,
затем турецкая крепость. Расположена на вершине горы-останца, возвышающейся над
уровнем окрестных долин на 250—300 м и образующей плато площадью около 90 га.
Общая длина крепостных сооружений составляет 1500 м, длина оборонительного контура
(с естественными преградами— скалистыми обрывами от 20 до 70 м) составляет 6600 м. –
сухие строки энциклопедии, вобравшие тысячелетнюю историю славного города-
крепости, павшего после героической шестимесячной обороны в 1475 году под напором
турок. «Сама природа позаботилась о неприступности крепости: южный склон отвесный,
северный - труднодоступный; подняться по нему на плато можно по глубоко врезанным
оврагам, которые жители перегородили мощными стенами с башнями»,- неумолимая
констатация даже далёкого от военной науки наблюдателя.
Турки-османы перестроии крепость Феодоро, переименовав его в Мангуп-Кале.
Про Мангуп-Кале можно в полной мере сказать: основали гото-аланы, владели
хазары, привели к расцвету византийцы, разрушили турки-османы. |