Балаклава
Узкая извилистая бухта, глубоко врезавшаяся в скалистый берег, в миниатюре
повторяет Севастопольскую бухту, широко раскинувшуюся западнее, а крошечная
курортная Балаклава – белокаменный красавец Севастополь.
История возникновения, роста, упадка и возрождения этого чрезвычайно
живописного местечка даже в мельчайших деталях – плоть от плоти истории Херсонеса .
На исторической арене действуют всё те же узнаваемые персонажи: тавры, скифы, греки,
римляне, византийцы, золото- ордынцы, турки.
Наиболее яркий след оставили неугомонные и вездесущие генуэзцы: крепость
Чембало – предмет их неустанной заботы в течении столетия (с 1357 г. и по 1475 г., когда
крепость пала под ударами турецкого войска), а теперь – памятник средневековой
военной архитектуры, ансамбль крепостных сооружений на горе Крепостной.
В Балаклаве есть необычный музей – военно- музейный комплекс «Балаклава»: на
всеобщее обозрение представлен сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок.
Этот стратегический объект, по своей грандиозности не имеющий аналогов в мире, начал
строиться в 1957 году под личным контролем Лаврентия Берии. Строительство велось
ускоренными темпами и было закончено в 1961 году.
Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории
(защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя
комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады
ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой
находятся два выхода. Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае
необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода
в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также
перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными
приспособлениями и сетями.
Объект был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок,
а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина
602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок. Погрузка снаряжения в мирное время
осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного
противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через
специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база,
предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри
базы держится около 15 градусов. |